09.02.24
 

АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Рукописи не горят

АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Рукописи не горят

25 января состоялась премьера фильма «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина. Оказалось, что после выхода фильма мы с вами массово бросились в книжные магазины скупать книгу «Мастер и Маргарита». Продажи романа мгновенно выросли в два с половиной раза. А сама картина за двенадцать дней проката заработала более миллиарда рублей.

Миллиард, конечно, деньги хорошие. Большие. Даже огромные. Но даже они пока еще не отбили бюджета фильма, превысивший миллиард двести миллионов рублей. Но до абсолютного рекорда, разумеется, денежного, «Мастеру и Маргарите» еще очень далеко.  Его поставил «Чебурашка». Ушастый любимец публики принес продюсерам семь миллиардов рублей, при бюджете 850 миллионов. Так что, к сожалению, абсолютный рекорд Мастер не поставит. Даже вместе с Маргаритой.

Давайте сначала об экранизациях, а потом об ажиотаже в книжных магазинах. Об экранизациях отечественных. За рубежом роман Михаила Булгакова начали экранизировать уже давно. Экранизировать роман во времена Советского Союза, куда сегодня так рвутся те, кто в нем никогда не жил, никому не удалось. Советская власть своего разрешения не давала. Поэтому пролетели Элем Климов и Эльдар Рязанов, которые грезили этой экранизацией. Да и сам роман, написанный Михаилом Афанасьевичем в 1940 году, до поры до времени печатать не разрешали. Потом, наконец, напечатали. В журнале «Москва» в одиннадцатом номере за 1966 год и в первом номере за 1967 год. И в урезанном виде. Текст романа советские цензоры сократили на 12%.

Только в 1994 году роман экранизировал Юрий Кара. В виду того, что фильм в широкий прокат толком так и не вышел из-за споров правообладателей с создателями, Юрий Кара у нас, прежде всего, известен, как режиссер фильма «Воры в законе».

В 2005 году режиссер Владимир Бортко сделал десятисерийную картину. Бортко считался специалистом по творчеству Михаила Булгакова, поскольку еще при Советской власти сумел снять великолепное двухсерийное «Собачье сердце».

Теперь вот в первый месяц 2024 года свет увидел «Мастер и Маргарита» от Михаила Локшина. Что же получается? Каждому поколению своего «Мастера и Маргариту»? Что, новое поколение не поймет?  Смех смехом, но это уже началось. Если первые два фильма можно считать экранизациями романа Михаила Булгакова, то фильм, вышедший на экраны страны в минувшем январе, тянет только на «снятый по мотивам романа». Что же тогда снимут для последующих поколений? Даже представлять не хочется. Если бы речь шла о Голливуде, то все более или менее понятно. Мастер – гомосексуалист, Маргарита – трансгендер, а Воланд – негр. Однако, вернемся к «нашим баранам».

Конечно, экранизацию Владимира Бортко можно считать наиболее полной – хронометраж всех десяти серий 500 минут. Версия Юрия Кары уместилась в 113 минут, а вариант Михаила Локшина длится 157 минут. Теперь об актерах. Только об исполнителях четырех главных ролей. У Юрия Кары – Воланд – Валентин Гафт, Мастер – Виктор Раков, Маргарите – Анастасия Вертинская, Иешуа – Николай Бурляев. У Владимира Бортко – Воланд – Олег Басилашвили, Мастер – Александр Галибин, Маргарита – Анна Ковальчук, Иешуа – Сергей Безруков. У Михаила Локшина – Воланд – Аугуст Диль, Мастер – Евгений Цыганов, Маргарита – Юлия Снигирь, Иешуа – Аарон Водовоз.

Вы заметили, Воланда у Локшина играет немец Аугуст Диль, имеющий за плечами роль в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино. Кто по национальности Аарон Водовоз я понятия не имею. Немец Воланд никого смущать не должен, ведь он и в романе иностранец. Кроме того, когда Владимир Бортко снимал свою десятисерийную версию, то поначалу предложения сыграть Воланда были сделаны Жану Рено и Гэри Олдмену и только потом Олегу Янковскому. Все трое отказались. В итоге Воландом стал Олег Басилашвили.

Я видел фильмы Юрия Кары и Владимира Бортко. Восторга не вызвали оба. Понятное дело, что это вкусовщина, ведь я ни разу не кинокритик. Но! Маргариту играет обожаемая мной, но уже пятидесятилетняя Анастасия Вертинская. Плюс вольности с персонажами бала у сатаны. В числе гостей замечены Ленин и Сталин. Это, на мой взгляд, тоже перебор. А что касается фильма Владимира Бортко, то у меня претензии к Сергею Безрукову. Да простят меня почитатели творчества народного артиста России, но я никак не могу отделяться от ощущения, что передо мной не Иешуа Га-Ноцри, а замаскированный под Иешуа Безруков. Более того, те же ощущения неизменно возникают у меня, когда я вижу Безрукова в Роли Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина. Передо мной не два великим поэта, а замаскированный под них Безруков.

Как вы поняли, новую версию этого года я не видел и пока еще не решил, смотреть ее, или нет. Решу еще. Толчка не хватает. Такого, который мне дала еще во время учебы в Мурманском пединституте моя однокашница. На втором курсе у нас было «внеклассное чтение». Мы должны были дома прочесть на английском языке роман англоязычного писателя, а потом сделать доклад о книге. Эта однокашница выбрала роман Ричарда Олдингтона «Смерть героя». А потом в докладе разнесла и роман и его автора в пух и перья. Именно в этот момент я и решил, что «Смерть героя» для меня обязательна к прочтению. Я так и сделал. Прочитал роман и выступил с докладом. Выводы, понятное дело, я сделал диаметрально противоположные. Теперь у меня на книжной полке рядышком стоят две книги. На обложке одной написано – Ричард Олдингтон. «Смерть героя», а на другой – Richard Aldington “Death Of a Hero”.  «Мастера и Маргариту» я впервые прочел почти полвека назад, проведя два дня в читальном зале областной библиотеки. На руки «Мастера и Маргариту» просто не давали, опасаясь, что не вернут. Сегодня я перечитываю роман каждый год.

Вы заметили, как я плавно перешел к литературной составляющей? Итак, посмотрев фильм Михаила Локшина, мы бросились в книжные магазины покупать роман Михаила Булгакова. Вопрос: а что раньше и слыхом о таком не слыхивали? Или в школе не учились? Впрочем, читал я в какой-то художественной книге о мужике который прочитал за свою жизнь всего одну книгу – «Три мушкетера» Александра Дюма. И больше не прочел ни одной, потому что боялся, что все остальные книги окажутся хуже, чем «Три мушкетера».

Ну а если всерьез, то пусть хоть так, через кинематограф возникнет интерес к прочтению одного из лучших романов двадцатого века. А то может получиться, как в романе Евгения Евтушенко «Ягодные места».  Там  один из главных героев, изрядный сноб, честно говоря, делил все человечество на тех, кто читал «Братьев Карамазовых», на тех, кто не читал «Братьев Карамазовых» и на тех, кто не читал и никогда не прочтет. Чуть позже ему пришлось добавить четвертую категорию людей, тех, кто видел «Братьев Карамазовых» в кино.

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

10:07Жители Заполярья напишут «портрет» долгожданного лета

09:02Северян познакомят с малоизвестными фактами об освоении редких минералов в Хибинах

17:02В Мурманске устроят праздник мыльных пузырей

16:54Мурманск отметил первый день лета открытием экотропы «Беличий хвост»

16:03Мурманчане встретят лето в ритме музыки и танцев

15:12Посол гостеприимства расскажет, как познавательно провести каникулы в Мурманской области

14:07Жителей Заполярья познакомят с архитектурой и живописью XVIII века

13:05Северян научат создавать семейное древо

12:03На Абрам-мысе пройдет фестиваль воздушных змеев «Вверх!»

11:01Мурманчан приглашают на праздник «Планета детства»

10:02Северян ждет «Большой семейный выходной»

09:00В Хибинах проедут «На лыжах в лето!»

17:02«Даже семга сюда возвращается»: Дикого лосося предложили сделать маскотом Мурманской области

16:32Команда мурманских спасателей победила на всероссийских соревнованиях

15:42Родители из Мурманска считают, что музыка влияет на развитие ребенка – исследование

15:26Самолёт из Петербурга совершил в Мурманске аварийную посадку

14:49Рецепты «тошнотиков», заебурих и беляшей с крабом выложат в интернет

14:23Мурманск попал на последние места демографического рейтинга «скрепности»

Все новости